Закончены подводные исследования — поднят судовой колокол теплохода «Армения»
Сенсационным перевыполнением плана завершена подводно-исследовательская экспедиция Министерства обороны РФ и Центра подводных исследований РГО по изучению затонувшего санитарно-транспортного судна «Армения», но котором погибли более 4,5 человек.
Теплоход «Армения» был обнаружен и идентифицирован в 2020 году в 15 морских милях от Ялты на глубине 1500 метров. Обследование проводилось телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (ТНПА, подводный робот). С его помощью были получены первые видеокадры затонувшего объекта, а самое главное – в носу судна под своей штатной стойкой был обнаружен судовой колокол, на котором отчётливо читалось название теплохода, что является неопровержимым подтверждением идентификации затонувшего судна.
В ходе первичного обследования был осмотрен весь периметр судна и подтверждена версия об атаке самолетами-бомбардировщиками, а не торпедоносцами, как писалось во многих источниках. Однако, возможности штатной камеры подводного робота не позволяли рассмотреть объект детально и многие существенные факты все ещё оставались нераскрытыми.
Исследование затонувшего 7 ноября 1941 года от атаки немецкой авиации теплохода было решено продолжить. Министерство обороны РФ изыскало возможности для повторного экспедиционного выхода. Центром подводных исследований РГО была изготовлена автономная система видеосъемки высокого качества, устанавливаемая на ТНПА дополнительно. Таким образом специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества планировали и получили возможность детально рассматривать затонувшее судно для восстановления картины произошедшего. Во время второго выхода исследователи увидели на корме правого борта артиллерийское орудие 21-К.
Кроме того, было обнаружено, что на правом борту «Армении» отсутствуют шлюпки и причина тому не разрушения. Все шлюпбалки правого борта развёрнуты в положение «за борт», а канаты – обрублены. Важным пояснением является тот факт, что на каждой палубе шлюпки размещались в два ряда: нижний ряд на кильблоках стоял непосредственно на палубе, а верхний – на подвесах шлюпбалок. В дополнение к этому, во втором экспедиционном выходе удалось осмотреть погрузочные люки (носовой и кормовой). Они оказались открыты настежь. Совокупность этих наблюдений резко поставила под сомнение расхожую архивную информацию, что «Армения» ушла под воду за 4 минуты. По практике, спуск на воду двух рядов шлюпок с людьми на борту не может занимать менее 20 минут. А открытые люки подтверждают тот факт, что команда и пассажиры теплохода искали спасения всеми возможными способами.
Что же стало с людьми, севшими в шлюпки и какова их судьба? На эти вопросы экспедиционные выходы ответа не дадут.
Именно поэтому, сразу после обнаружения судна, Центром подводных исследований РГО был запущен социальный проект «Теплоход «Армения». Вспомнить всех», получивший поддержку Фонда президентских грантов.
Целью проекта являются:
• проведение подводных исследований с целью вскрытия подлинных исторических событий;
• масштабные архивные изыскания;
• составление максимально полного списка погибших на теплоходе и издание «Книги памяти»;
• широкое информационное освещение правдивой версии гибели теплохода.
Центр подводных исследований РГО обращается ко всем людям, в чьих семьях хранится информация о родственниках, погибших на теплоходе «Армения» или не попавшим на злополучный рейс по каким-то стечениям обстоятельств с просьбой передать их истории исследователям.
Во втором экспедиционном выходе к месту гибели теплохода «Армения» в апреле 2021 года осмотр всего корпуса судна с применением камеры высокой точности закончить не удалось по погодным условиям. Для завершения работ был предпринят ещё один, третий, экспедиционный выход, который состоялся в мае 2021 года. В ходе завершающего этапа полевых исследований был максимально учтён опыт, полученный в ходе предыдущих погружений. В ходе работ на объекте был детально осмотрен левый борт судна, а также, на основании камеральной обработки ранее полученных данных, повторно обследованы части кормы, носа и правого борта.
По результатам погружений ТНПА были обнаружены ещё 2 орудия 21-К, одно на корме с левого борта, второе – на носу с левого борта. Также удалось обнаружить станину носового орудия правого борта, само орудие найти не удалось. При осмотре левого борта также не обнаружено ни одной шлюпки, что подтверждает выводы, сделанные в ходе предыдущих выходов. Погрузочные люки левого борта также открыты.
Детально удалось рассмотреть и проанализировать повреждения надстройки судна от попадания авиабомб, что позволит по результатам анализа материала восстановить ход атаки с высокой точностью.
Завершающим аккордом работы стала успешная операция по подъёму судового колокола с носовой части теплохода «Армения». Операция проходила в несколько этапов. Сначала зона расположения колокола была детально обследована для выработки методики его захвата и эвакуации с борта объекта. Сложность состояла в том, что колокол находился под своей штатной стойкой, что существенно ограничивало варианты похода аппарата к нему и затрудняло и без того сложную задачу, нетипичную для данного класса техники. Специально для её выполнения прямо на борту было изготовлено захватное устройство, обеспечивающее прикрепление поднимаемого объекта к раме аппарата посредством троса.
Далее была предпринята попытка зацепа колокола, не увенчавшаяся успехом – захватное устройство требовало доработки. На следующем погружении после 1,5 часов работ объект был зацеплен, начался его подъём. Во время подъёма ТНПА не было средств контроля, позволяющих оценить наличие объекта на прицепной системе, то есть от момента зацепа, до момента выхода комплекса на поверхность у исследователей не было возможности контролировать состояние подвешенного к аппарату колокола, и даже его наличие.
После успешного завершения операции колокол был подвергнут первичным консервационным процедурам, а чуть позже передан специалистам ЦПИ РГО для окончательной реставрации, которая производится в настоящий момент.
Колокол имеет массу около 32 кг и диаметр 380 мм при высоте 390 мм. Анализ материала колокола показал, что он изготовлен из оловянистой бронзы. Объект имеет классическую церковную форму, как и все судовые колокола тех времен. Язычок утрачен со временем, так как был изготовлен из черного металла. На колоколе выбита надпись: «АРМЕНИЯ». Предполагается, что объект станет центральной частью кенотафа жертв теплохода «Армения».