ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ «АРМЕНИИ»

6
ноября
1941 года

6 ноября 1941 года в Севастополе на борт теплохода «Армения» поднялись тысячи человек: жители города, пациенты, врачи и персонал нескольких госпиталей, часть партийного руководства Крыма. Какое-то число пассажиров приняли в Балаклаве и Ялте, сколько именно не известно — в панике подсчетов никто не вел.

Существует только приблизительная цифра — от 4,5 до 10 тысяч человек. Все эти люди надеялись эвакуироваться с полуострова, отрезанного войсками вермахта от Большой земли. Враг все глубже проникал в Крым, и единственная надежда на спасение — попасть на судно, уходящее на Кавказ.

Гибель госпитального судна «Армения». С картины А. Лубянова
7
ноября
1941 года

Теплоход «Армения» погиб 7 ноября 1941 года. Санитарный транспорт был потоплен вражеской авиацией. Из огромного числа людей, находившихся на судне, спаслись единицы. Дело о гибели засекретили. Без малого шесть десятилетий официально об этой трагедии никто не вспоминал. Поиски судна начались только в 2000-х.

«Армению» искали экспедиции трех стран — Украины, США и, впоследствии, России. Официальные данные о гибели теплохода содержат много белых пятен, даже координаты только приблизительные — это породило невероятное количество версий и домыслов.

Март
2020 года

В марте 2020 года Министерство обороны РФ провело заключительные работы по поиску и обследованию корпуса найденного судна. На глубину полтора километра был спущен робот, с помощью которого получено первое подводное видео погибшего транспорта. В апреле 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО однозначно идентифицировали найденный корабль, как теплоход «Армения».

Теперь мы можем ответить на некоторые вопросы и рассказать, что известно о погибшей «Армении».

До войны

В 1928 году

Товарно-пассажирский теплоход «Армения» был построен в Ленинграде на Балтийском заводе по проекту Центрального бюро по морскому судостроению. Спущен на воду в 1928 году.

Тактико-технические
характеристики

Водоизмещение нормальное: 5770 тонн
Длина по палубе: 112 метров
Ширина: 15,5 метра
Высота борта: 7,84 метра
Осадка при полной загрузке: 5,95 метра
Регистровый тоннаж: 4727 брт

Конструктивные
особенности

По требованию заказчика (Совторгфлот) теплоход имел специфический облик — сплошную двухпалубную надстройку от передней мачты до кормы общей длиной 81,7 метра. Из-за этого центр тяжести судна стал выше. Для придания большей остойчивости судостроителям пришлось разместить в междудонном пространстве 120 тонн твердого балласта.

Установлено
Корпус теплохода стоит на дне на ровном киле.
Именно наличие большого количества твердого балласта
могло повлиять на положение корпуса при погружении
на большую глубину.

В передней части надстройки на обеих палубах имелись закрытые помещения. На первой палубе располагался салон с квадратными окнами (8 окон по бортам и 11 по фронту), на второй (над салоном) — ходовой мостик. В корме были оборудованы прогулочные палубы. Вдоль бортов попарно одна под другой размещались 16 спасательных шлюпок, рассчитанных на 48 человек каждая. Еще четыре шлюпки, согласно проекту, должны были размещаться на корме, хотя на некоторых архивных фотографиях видны лишь две кормовые шлюпки.

Иллюстрация из журнала "Техника – молодежи", 1976 год

По центру надстройки за мостиком размещались две низких дымовых трубы, между которыми находился кокпит машинного отделения со световыми люками. В носовой части теплохода располагался высокий полубак. Между ним и надстройкой на главной палубе имелись два люка, ведущих в трюм, передняя мачта с характерным «ласточкиным гнездом» для впередсмотрящего и четыре грузовых поворотных крана. Еще два таких же крана были установлены на второй надстроечной палубе у люка кормового трюма рядом с мачтой.

Установлено
Конструктивные особенности являются косвенными идентификационными признаками теплохода «Армения». Они подтвердились в процессе обследования судна, найденного на дне Черного моря.
«Крымчак»

В довоенное время «Армения» была круизным теплоходом, выполнявшим рейсы по Черному морю по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Десятки тысяч пассажиров совершили путешествие на борту этого комфортабельного судна. На Крымско-Кавказской линии работали шесть теплоходов, выполненных по одному проекту, которые в народе называли «крымчаками». «Аджарию», «Абхазию», «Армению» и «Украину» построили в Ленинграде, а «Грузия» и «Крым» сошли со стапелей в Германии.

Архивные фото интерьеров «Армении»
В 1935 году

Эти огромные лайнеры выглядели впечатляюще. Даже в кино попали — «Армения» снялась в художественном фильме «Сокровище погибшего корабля» режиссеров Владимира Брауна и Исаака Менакера (киностудия Ленфильм, 1935 год) в роли самой себя.

По сюжету ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) готовится поднять со дна затонувший английский корабль. Главный герой картины водолаз Николай Панов влюблен в девушку Татьяну, которая «стажирует по двигателям» на «Армении». Теплоход в фильме несколько раз подробно показан — четко видны все конструктивные особенности. Мы можем судить, как выглядело судно в довоенное время.

Установлено
Благодаря кадрам этого художественного фильма можно утверждать, что название корабля, которое является его главным идентификационным признаком, было нанесено краской и, по причине длительного воздействия морской воды, не сохранилось. Поэтому при идентификации «Армении» необходимо ориентироваться по другим прямым и косвенным признакам.

Во время войны

В 1941 году

С началом войны на Черном море началась мобилизация гражданских судов. Товарно-пассажирские теплоходы стали санитарными транспортами. Их переоборудовали на Одесской верфи. На «Армении» изменили конфигурацию внутренних помещений, убрали некоторые перегородки, чтобы организовать операционные и перевязочные, из-за чего пассажировместимость судна значительно уменьшилась.

Санитарный транспорт

10
августа
1941 года

10 августа 1941 года «Армения» была передана военным и стала самым крупным плавучим госпиталем на Черном море, рассчитанным на размещение 400 раненых. Во время обороны и эвакуации Одессы санитарно-транспортное судно «Армения» спасло не менее 16 тысяч человек, совершив 15 рейсов из города в порты Кавказа.

Есть несколько версий, касающихся внешнего вида теплохода после переоснащения. По одним данным, на его бортах были нарисованы красные кресты — международное обозначение госпитального судна. По другим — были не только красные кресты, но и сам транспорт был выкрашен в белый цвет, чтобы не оставалось сомнений в его назначении.

Но есть информация, согласно которой теплоход был серого «военного цвета», и имел на вооружении четыре полуавтоматические универсальные пушки 21-K, что противоречило правилам оснащения санитарного судна, и делало «Армению» в глазах гитлеровцев легальной военной целью. К слову, летом 1941 года вражеская авиация не раз бомбила плавучие госпитали: обстреляны были «Котовский», «Антон Чехов», затоплены «Аджария» и «Кубань».

Установлено
На подводных кадрах обследования «Армении» виден окислившийся металл корпуса и светло-серые пятна. Это не краска, а илистые отложения, накопившиеся за 78 лет пребывания теплохода на дне Черного моря. На данный момент ни одного сохранившегося фрагмента краски на бортах судна не обнаружено. Также не удалось зафиксировать остатки пушек 21-К, или их станков, но тут необходимо учитывать очень большую степень разрушения палуб и надстройки судна.
Сентябрь
1941 года

В сентябре 1941 года началось наступление вермахта на Крым. Главными целями были стратегические объекты: авиационные базы, порты. В конце октября советским войскам пришлось отступить к главной базе Черноморского флота — Севастополю. Понимая угрозу неминуемой осады города, раненых бойцов и мирных жителей было решено эвакуировать в Туапсе.

Последний рейс

Ноябрь
1941 года

Эвакуация должна была проходить на нескольких судах — танкерах и теплоходах. Однако по неизвестной нам причине было решено максимальное количество человек погрузить на «Армению». С этого момента большинство фактов о судьбе теплохода требуют оговорки «скорее всего» — как уже сказано, в деле «Армении» очень много белых пятен. А все, что случилось 6 и 7 ноября 1941 года целиком состоит из загадок и версий.

Так, согласно некоторым данным, на санитарно-транспортном судне эвакуировались не менее семи медицинских учреждений Черноморского флота: раненые и персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, 2-го военно-морского и Николаевского базового госпиталей, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь Ялтинского санатория. Помимо флотских, на борту «Армении» разместили часть медперсонала Приморской и 51-й армий. Кроме того, судно приняло эвакуирующихся жителей Севастополя.

  • Планируемый рейс
  • Последний рейс «Армении»
  • Место гибели «Армении»

В ноябре 1941 года, когда тысячи людей поднялись на борт теплохода, считалось, что им повезло. В прессе часто встречаются воспоминания очевидцев о том, что люди прорывались на корабль буквально с боем, в основном через оцепление пропускали женщин с детьми и раненых. Те, кто не попал на этот рейс, были в отчаянии.

6
ноября
1941 года

6 ноября «Армения» должна была выйти из Севастополя на Кавказ. Однако существует версия, что капитан получил приказ следовать в Ялту. Новый приказ зайти в Балаклаву якобы был получен уже в пути. На рейде Балаклавы на борт поднялись предположительно сотрудники НКВД с грузом. По одной из версий, вывозили сокровища из коллекций крымских музеев, по другой — партийный архив. После этого корабль зашел в порт Ялты, где, по неподтвержденным данным, принял на борт еще какое-то число пассажиров, в том числе руководство пионерлагеря «Артек» с семьями и какой-то груз. Из-за всех этих изменений теплоход смог взять курс на Туапсе только утром 7 ноября.

7
ноября
1941 года

Нарушив все меры безопасности и даже прямой приказ командующего флотом Филиппа Октябрьского оставаться в порту до наступления темноты, «Армения» в 8.00 вышла из Ялты. По некоторым данным, санитарно-транспортное судно сопровождали два сторожевых катера и два истребителя.

Почему опытный командир корабля капитан-лейтенант Владимир Плаушевский, имевший опыт эвакуационных рейсов и отдававший себе отчет, какой опасности подвергается теплоход в светлое время суток, все-таки вышел из Ялты утром? Историки выдвигают несколько версий: на ранний выход могли повлиять сотрудники НКВД, находившиеся на борту. Или опасность нападения врага на практически беззащитный порт — там теплоход мог бы стать легкой мишенью, а в море Плаушевский хотя бы мог маневрировать. Почему «Армению», которая не выполнила приказ остаться, сопровождали сторожевые катера и истребители? Пока существуют только догадки и предположения. На данный момент известно одно: теплоход «Армения» был атакован вражеской авиацией и затонул всего за четыре минуты.

Установлено
На исследуемом судне обнаружены признаки, подтверждающие, что погружение под воду действительно было стремительным — часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь целиком. Это означает, что, даже к моменту погружения корпуса на большую глубину, внутри судна еще оставались «воздушные карманы».

Гибель «Армении»

7
ноября
1941 года
10 часов утра

Основная, существующая все эти годы, версия гибели теплохода «Армения» — попадание торпеды. В опубликованном расследовании, проведенном капитаном II ранга, ученым секретарем Военно-научного общества Севастополя Сергеем Соловьевым, приводятся воспоминания катерника с морского охотника «МО-04», сопровождавшего транспорт, М. М. Яковлева:

7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать.

В открытых источниках упоминается информация со ссылкой на оперативную сводку штаба ОВР Главной базы ЧФ от 7 ноября 1941 года, в которой также указывается, что транспорт подвергся атаке вражеского торпедоносца и в результате этого затонул.

Вторая версия — теплоход был атакован четырьмя самолетами, которые сбросили бомбы, попавшие в середину корпуса, после чего «Армения» почти мгновенно ушла под воду.

Установлено
Объект стоит на дне на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед. При этом надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений — леерные ограждения и другие элементы вывернуты наружу. Скорее всего, это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна.

Из тех, кто был на борту «Армении», выжили единицы. Чаще всего встречается информация о 8 спасшихся. Судя по всему, сопровождавшие судно морские охотники не смогли ни отбить атаку, ни подобрать людей из воды. Если опираться на воспоминания катерника М. М. Яковлева, то помешать этому могла штормовая погода и внезапность нападения.

На месте трагедии были катера, советские и немецкие самолеты, — но все они зафиксировали разные координаты затонувшего теплохода.

Некоторые исследователи говорят о пропавшем из Центрального военно-морского архива «Деле №19», материалы которого могли бы восстановить картину событий. И сегодня в Архиве ВМФ нет традиционной для такого происшествия информации в виде докладов, отчетов и рапортов. Следы «Армении» остались только в документах, косвенно указывающих на трагедию. Сложилось впечатление, что об этой катастрофе приказано было забыть.

ИСТОРИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ

20 лет поисков
В 1989 году

С некоторых документов и хроники, связанных с гибелью «Армении», в 1989 году сняли гриф секретности. Историки начали набирать материал для поисковых работ. Сходились в одном: судно с пассажирами вышло из Севастополя и ночью прибыло в Ялту.

Утром теплоход отчалил, но куда? И тут версии снова расходятся. Основная из них гласит — «Армения» взяла курс на Туапсе, а спустя несколько часов была уничтожена вражеской авиацией предположительно на траверзе Гурзуфа.

В начале 2000-х

В начале 2000-х к поискам приступил Департамент морского наследия Украины. По опубликованным координатам не обнаружилось ровным счетом ничего. В 2006 году был привлечен Институт океанографии и океанологии США во главе с Робертом Баллардом, в свое время нашедшим «Титаник». Институт археологии Национальной академии наук и вооруженные силы Украины помимо гидроакустики использовали обитаемый подводный аппарат (ОПА).

В 2009 году в обследовании квадрата был задействован телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА). Во время этих масштабных исследований были обнародованы и рабочие, и совершенно фантастические версии, обнаружено невероятное количество объектов, но «Армению» так и не нашли.

Начала набирать силу еще одна версия гибели: теплоход мог развернуться и пойти обратно в Севастополь.

В воспоминаниях катерника М. М. Яковлева, говорится о мысах Сарыч и Айя. Они расположены к западу от Ялты. Получается, теплоход мог лечь на обратный курс. Очередной вопрос — зачем? Пока «Армения» ночью стояла на ялтинском рейде, Сталин подписал Директиву ставки ВГК № 004433 О мерах по усилению обороны Крыма, в которой предписывалось «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами». Возможно ли, что капитану «Армении» было приказано вернуть врачей обратно — в город, оставшийся без медицинской помощи? Это бы объяснило решение выйти из порта, не дождавшись темноты, в нарушение всех мер предосторожности.

Несколько групп отечественных исследователей в последние годы утверждали, что нашли теплоход как раз на обратном курсе. Они неоднократно публиковали в СМИ информацию о находках, сопровождая их данными аппаратного поиска. Однако эта версия не подтвердилась. Идентификация найденных ими объектов еще предстоит.

Установлено
В 2017 году силами Министерства обороны России недалеко от Ялты и довольно близко к официально опубликованным «приблизительным координатам места гибели теплохода» была зафиксирована магнитная аномалия. В марте 2020 года с помощью гидролокатора бокового обзора военными обнаружен корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками санитарного транспорта. В апреле 2020 года специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества объект идентифицирован как теплоход «Армения».

Экспедиция
Министерства обороны
и ЦПИ РГО

Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат отечественного производства серии «РТ», что позволило впервые за почти 80 лет увидеть легендарный теплоход «Армения». Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось шесть часов, было произведено семь погружений. При этом каждый раз судно-носитель меняло свое положение, чтобы избежать запутывания кабеля аппарата.

Благодаря видеотрансляции в режиме реального времени специалистам ЦПИ РГО удалось убедиться — найдена именно «Армения». Идентификация судна может быть произведена по набору признаков — прямых или косвенных. К косвенным относятся габариты, характерные элементы надстроек, конструкций и ограждений, отмеченные в чертежах и архивных данных. Известные по описаниям и кинокадрам конструктивные особенности теплохода «Армения» и обнаруженного корабля совпали.

Осмотр найденного корпуса начался с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Еще при первом подходе к судну на дне были обнаружены фрагменты палуб и иных элементов. При осмотре борта были отмечены характерные признаки теплохода «Армения» — расположение элементов надстройки, сильно разрушенной, и своеобразные проемы в леерных ограждениях. Во время обследования правого борта и кормы судна обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который также является одним из косвенных признаков для идентификации. Кстати, его хорошо видно на кадрах художественного фильма «Сокровище погибшего корабля».

Прямыми признаками называют указания имени судна или закладные таблички. Как известно, благодаря архивным фото и кинокадрам — название было нанесено краской, поэтому и не сохранилось. Еще одним прямым признаком для идентификации может стать судовой колокол, на нем значится имя корабля. Как правило, он изготавливается из цветных металлов, которые мало подвержены коррозийным процессам, в том числе воздействию морской воды. К удивлению исследователей, уцелела и стойка судового колокола, и сам колокол. Более того, он лежит надписью вверх. Сомнений нет, на подводных кадрах видно — на колоколе четко читается имя «Армения».

В память
об «Армении»

Над местом гибели легендарного теплохода священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду по пассажирам и экипажу судна. В память о погибших по морской традиции на воду был спущен венок, прозвучали залпы оружейного салюта.

Отсюда начинается новая история «Армении». Гибель теплохода затронула тысячи семей, потомки не вернувшихся из этого рейса до сих пор хранят память о своих родственниках. Десятки исследователей — и военных, и гражданских, посвятили годы на восстановление событий этой трагедии.

Народный список

Возможно, мы никогда не получим ответы на все вопросы. Но мы должны приложить для этого все усилия. Если не существует официального полного списка всех пассажиров «Армении» — мы можем собрать народный список.

Для этого мы приглашаем родственников, друзей и коллег тех людей, которые могли быть на борту теплохода во время последнего рейса, рассказать о них. Мы внесем их имена в Книгу Памяти.

Поделитесь историей.
Чтобы об этих людях больше нельзя было забыть.

Для этого зарегистрируйте Личный кабинет на портале. Кроме своего рассказа, Вы можете прикрепить скан-копии фотографий, писем, других документов. Все собранные данные лягут в основу единого народного списка.

Поделиться историей

Партнеры проекта