ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ «АРМЕНИИ»
1941 года
6 ноября 1941 года в Севастополе на борт теплохода «Армения» поднялись тысячи человек: жители города, пациенты, врачи и персонал нескольких госпиталей, часть партийного руководства Крыма.
Существует только приблизительная цифра — от 4,5 до 10 тысяч человек. Все эти люди надеялись эвакуироваться с полуострова, отрезанного войсками вермахта от Большой земли. Враг все глубже проникал в Крым, и единственная надежда на спасение — попасть на судно, уходящее на Кавказ.

1941 года
Теплоход «Армения» погиб 7 ноября 1941 года. Санитарный транспорт был потоплен вражеской авиацией. Из огромного числа людей, находившихся на судне, спаслись единицы. Дело о гибели засекретили. Без малого шесть десятилетий официально об этой трагедии никто не вспоминал. Поиски судна начались только в
«Армению» искали экспедиции трех стран — Украины, США и, впоследствии, России. Официальные данные о гибели теплохода содержат много белых пятен, даже координаты только приблизительные — это породило невероятное количество версий и домыслов.
2020 года

В марте 2020 года Министерство обороны РФ провело заключительные работы по поиску и обследованию корпуса найденного судна. На глубину полтора километра был спущен робот, с помощью которого получено первое подводное видео погибшего транспорта. В апреле 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО однозначно идентифицировали найденный корабль, как теплоход «Армения».
Теперь мы можем ответить на некоторые вопросы и рассказать, что известно о погибшей «Армении».
До войны
Тактико-технические
характеристики

Водоизмещение нормальное: | 5770 тонн |
Длина по палубе: | 112 метров |
Ширина: | 15,5 метра |
Высота борта: | 7,84 метра |
Осадка при полной загрузке: | 5,95 метра |
Регистровый тоннаж: | 4727 брт |
Конструктивные
особенности

По требованию заказчика (Совторгфлот) теплоход имел специфический облик — сплошную двухпалубную надстройку от передней мачты до кормы общей длиной 81,7 метра.
Именно наличие большого количества твердого балласта
могло повлиять на положение корпуса при погружении
на большую глубину.
В передней части надстройки на обеих палубах имелись закрытые помещения. На первой палубе располагался салон с квадратными окнами (8 окон по бортам и 11 по фронту), на второй (над салоном) — ходовой мостик. В корме были оборудованы прогулочные палубы. Вдоль бортов попарно одна под другой размещались 16 спасательных шлюпок, рассчитанных на 48 человек каждая. Еще четыре шлюпки, согласно проекту, должны были размещаться на корме, хотя на некоторых архивных фотографиях видны лишь две кормовые шлюпки.

По центру надстройки за мостиком размещались две низких дымовых трубы, между которыми находился кокпит машинного отделения со световыми люками. В носовой части теплохода располагался высокий полубак. Между ним и надстройкой на главной палубе имелись два люка, ведущих в трюм, передняя мачта с характерным «ласточкиным гнездом» для впередсмотрящего и четыре грузовых поворотных крана. Еще два таких же крана были установлены на второй надстроечной палубе у люка кормового трюма рядом с мачтой.
В довоенное время «Армения» была круизным теплоходом, выполнявшим рейсы по Черному морю по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Десятки тысяч пассажиров совершили путешествие на борту этого комфортабельного судна. На





Эти огромные лайнеры выглядели впечатляюще. Даже в кино попали — «Армения» снялась в художественном фильме «Сокровище погибшего корабля» режиссеров Владимира Брауна и Исаака Менакера (киностудия Ленфильм, 1935 год) в роли самой себя.
По сюжету ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) готовится поднять со дна затонувший английский корабль. Главный герой картины водолаз Николай Панов влюблен в девушку Татьяну, которая «стажирует по двигателям» на «Армении». Теплоход в фильме несколько раз подробно показан — четко видны все конструктивные особенности. Мы можем судить, как выглядело судно в довоенное время.
Во время войны
С началом войны на Черном море началась мобилизация гражданских судов.
Санитарный транспорт
1941 года

10 августа 1941 года «Армения» была передана военным и стала самым крупным плавучим госпиталем на Черном море, рассчитанным на размещение 400 раненых. Во время обороны и эвакуации Одессы
Есть несколько версий, касающихся внешнего вида теплохода после переоснащения. По одним данным, на его бортах были нарисованы красные кресты — международное обозначение госпитального судна. По другим — были не только красные кресты, но и сам транспорт был выкрашен в белый цвет, чтобы не оставалось сомнений в его назначении.
Но есть информация, согласно которой теплоход был серого «военного цвета», и имел на вооружении четыре полуавтоматические универсальные пушки
1941 года
В сентябре 1941 года началось наступление вермахта на Крым. Главными целями были стратегические объекты: авиационные базы, порты. В конце октября советским войскам пришлось отступить к главной базе Черноморского флота — Севастополю. Понимая угрозу неминуемой осады города, раненых бойцов и мирных жителей было решено эвакуировать в Туапсе.
Последний рейс
1941 года
Эвакуация должна была проходить на нескольких судах — танкерах и теплоходах. Однако по неизвестной нам причине было решено максимальное количество человек погрузить на «Армению». С этого момента большинство фактов о судьбе теплохода требуют оговорки «скорее всего» — как уже сказано, в деле «Армении» очень много белых пятен. А все, что случилось 6 и 7 ноября 1941 года целиком состоит из загадок и версий.
Так, согласно некоторым данным, на
-
Планируемый рейс
-
Последний рейс «Армении»
-
Место гибели «Армении»
В ноябре 1941 года, когда тысячи людей поднялись на борт теплохода, считалось, что им повезло. В прессе часто встречаются воспоминания очевидцев о том, что люди прорывались на корабль буквально с боем, в основном через оцепление пропускали женщин с детьми и раненых. Те, кто не попал на этот рейс, были в отчаянии.
1941 года
6 ноября «Армения» должна была выйти из Севастополя на Кавказ. Однако существует версия, что капитан получил приказ следовать в Ялту. Новый приказ зайти в Балаклаву якобы был получен уже в пути. На рейде Балаклавы на борт поднялись предположительно сотрудники НКВД с грузом. По одной из версий, вывозили сокровища из коллекций крымских музеев, по другой — партийный архив. После этого корабль зашел в порт Ялты, где, по неподтвержденным данным, принял на борт еще
1941 года
Нарушив все меры безопасности и даже прямой приказ командующего флотом Филиппа Октябрьского оставаться в порту до наступления темноты, «Армения» в 8.00 вышла из Ялты. По некоторым данным,

Почему опытный командир корабля
Гибель «Армении»
1941 года
10 часов утра
Основная, существующая все эти годы, версия гибели теплохода «Армения» — попадание торпеды. В опубликованном расследовании, проведенном капитаном II ранга, ученым секретарем

В открытых источниках упоминается информация со ссылкой на оперативную сводку штаба ОВР Главной базы ЧФ от 7 ноября 1941 года, в которой также указывается, что транспорт подвергся атаке вражеского торпедоносца и в результате этого затонул.
Вторая версия — теплоход был атакован четырьмя самолетами, которые сбросили бомбы, попавшие в середину корпуса, после чего «Армения» почти мгновенно ушла под воду.
Из тех, кто был на борту «Армении», выжили единицы. Чаще всего встречается информация о 8 спасшихся. Судя по всему, сопровождавшие судно морские охотники не смогли ни отбить атаку, ни подобрать людей из воды. Если опираться на воспоминания катерника
На месте трагедии были катера, советские и немецкие самолеты, — но все они зафиксировали разные координаты затонувшего теплохода.
Некоторые исследователи говорят о пропавшем из Центрального

ИСТОРИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
С некоторых документов и хроники, связанных с гибелью «Армении», в 1989 году сняли гриф секретности. Историки начали набирать материал для поисковых работ. Сходились в одном: судно с пассажирами вышло из Севастополя и ночью прибыло в Ялту.
Утром теплоход отчалил, но куда? И тут версии снова расходятся. Основная из них гласит — «Армения» взяла курс на Туапсе, а спустя несколько часов была уничтожена вражеской авиацией предположительно на траверзе Гурзуфа.

В начале
В 2009 году в обследовании квадрата был задействован телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА). Во время этих масштабных исследований были обнародованы и рабочие, и совершенно фантастические версии, обнаружено невероятное количество объектов, но «Армению» так и не нашли.
Начала набирать силу еще одна версия гибели: теплоход мог развернуться и пойти обратно в Севастополь.
В воспоминаниях катерника
Несколько групп отечественных исследователей в последние годы утверждали, что нашли теплоход как раз на обратном курсе. Они неоднократно публиковали в СМИ информацию о находках, сопровождая их данными аппаратного поиска. Однако эта версия не подтвердилась. Идентификация найденных ими объектов еще предстоит.
Экспедиция
Министерства обороны
и ЦПИ РГО
Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат отечественного производства серии «РТ», что позволило впервые за почти 80 лет увидеть легендарный теплоход «Армения». Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось шесть часов, было произведено семь погружений. При этом каждый раз
Благодаря видеотрансляции в режиме реального времени специалистам ЦПИ РГО удалось убедиться — найдена именно «Армения». Идентификация судна может быть произведена по набору признаков — прямых или косвенных. К косвенным относятся габариты, характерные элементы надстроек, конструкций и ограждений, отмеченные в чертежах и архивных данных. Известные по описаниям и кинокадрам конструктивные особенности теплохода «Армения» и обнаруженного корабля совпали.

Осмотр найденного корпуса начался с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Еще при первом подходе к судну на дне были обнаружены фрагменты палуб и иных элементов. При осмотре борта были отмечены характерные признаки теплохода «Армения» — расположение элементов надстройки, сильно разрушенной, и своеобразные проемы в леерных ограждениях. Во время обследования правого борта и кормы судна обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который также является одним из косвенных признаков для идентификации. Кстати, его хорошо видно на кадрах художественного фильма «Сокровище погибшего корабля».
Прямыми признаками называют указания имени судна или закладные таблички. Как известно, благодаря архивным фото и кинокадрам — название было нанесено краской, поэтому и не сохранилось. Еще одним прямым признаком для идентификации может стать судовой колокол, на нем значится имя корабля. Как правило, он изготавливается из цветных металлов, которые мало подвержены коррозийным процессам, в том числе воздействию морской воды. К удивлению исследователей, уцелела и стойка судового колокола, и сам колокол. Более того, он лежит надписью вверх. Сомнений нет, на подводных кадрах видно — на колоколе четко читается имя «Армения».

об «Армении»
Над местом гибели легендарного теплохода священник Новороссийской
Отсюда начинается новая история «Армении». Гибель теплохода затронула тысячи семей, потомки не вернувшихся из этого рейса до сих пор хранят память о своих родственниках. Десятки исследователей — и военных, и гражданских, посвятили годы на восстановление событий этой трагедии.

Возможно, мы никогда не получим ответы на все вопросы. Но мы должны приложить для этого все усилия. Если не существует официального полного списка всех пассажиров «Армении» — мы можем собрать народный список.
Для этого мы приглашаем родственников, друзей и коллег тех людей, которые могли быть на борту теплохода во время последнего рейса, рассказать о них. Мы внесем их имена в Книгу Памяти.
Поделитесь историей.
Чтобы об этих людях больше нельзя было забыть.
Для этого зарегистрируйте Личный кабинет на портале. Кроме своего рассказа, Вы можете прикрепить