16

Июля

2021

В Народном списке семья актеров из Севастополя

Народный список пополнился еще тремя именами. И это первые данные
о мирных гражданах, ушедших на теплоходе «Армения» в последний рейс.

Речь идет о семье известного до войны актера и режиссера Александра Николаевича Брянского, который служил
в Севастопольском драматическом театре.

Трагическую историю этой театральной семьи рассказала нам
Галина Михайловна Перминова – директор Народного музея истории Севастопольского академического русского драматического театра
им. А.В. Луначарского.

Много лет она собирала информацию об этих людях, и поделилась результатами своих поисков с командой проекта.

А.Н. Брянский (он подписывал себя А Эн) начал свою театральную деятельность с организации в 1912 г. драмкружка Путиловского завода (г. Санкт-Петербург).
В 1914 г. стал главным режиссером Товарищества молодых актеров. Окончил Школу сценического мастерства. Работал в театрах Харькова, Орла, Брянска. В Брянской области (на своей исторической родине) Александр Николаевич организовал профессиональный театр, сыграл более 500 ролей, ставил спектакли.

В начале 1930-х годов директор Севастопольского драматического театра Е.Г. Романенко пригласил А Эн Брянского на работу. За очень короткий период он стал одним из ведущих артистов труппы.

Александр Николаевич не только играл на сцене, но и ставил спектакли по пьесам «Мещане», «На дне», «Дети солнца» М. Горького, «Пигмалион» Б. Шоу, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Часто сам исполнял главные роли в своих постановках. И актерское, и режиссерское мастерство были по достоинству оценены севастопольской публикой. Самыми успешными, принесшими ему зрительскую любовь, стали роли Гамлета в одноименной спектакле по пьесе У. Шекспира, Чацкого по пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова, и адмирал Нахимов
(пьеса И. В. Луковского «Оборона севастополя»).

Валентина Ивановна Зарницкая тоже была хорошо знакома зрителям. Много лет она выходила на сцену театра, в том числе исполняла роли в спектаклях, поставленных ее мужем.

Их сын Игорь прямо перед войной окончил школу №31, собирался поступать в театральное училище.

А.Н. Брянский до последних дней жизни служил в Севастопольском театре.
Даже с началом войны театр продолжал работу, но спектакли все чаще и чаще прерывались из-за воздушной тревоги.
Из-за постоянно усиливающихся бомбежек в конце октября 1941 года было принято решение эвакуироваться, чтобы сохранить труппу.

Как рассказывали очевидцы событий, в ночь на 6 ноября вся труппа театра погрузилась на судно «Чапаев» и оправилась на Кавказ, и только семья актера А.Н. Брянского осталась в Севастополе. Сам Александр Николаевич предупредил руководство театра, что он с семьей собирается покинуть город на транспорте «Армения». По словам свидетелей времени, А.Н. Брянский был дружен с В.Я. Плаушевским — капитаном «Армении», до войны Владимир Яковлевич неоднократно бывал на его спектаклях. Почему Александр Николаевич Брянский принял решение эвакуироваться именно на «Армении», скорее всего не станет известно никогда. Факт остается фактом — после 7 ноября 1941 года ни о самом А.Н. Брянском, ни о его жене или сыне больше никакой информации не было.

Мы продолжаем искать имена погибших, выживших и не попавших на теплоход
6-7 ноября 1941 года. Народный список, опубликованный на портале, станет основой Книги Памяти — библиографического памятника погибшему судну.

Мы называем имена. Мы хотим вспомнить всех.

Партнеры проекта