Результаты второй экспедиции к теплоходу «Армения»
Завершился второй экспедиционный выход Министерства обороны Российской Федерации и Центра подводных исследований РГО по обследованию санитарно-транспортного судна «Армения», обнаруженного в апреле 2020 года. Сегодня на заседании Попечительского совета Русского географического общества исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин представил первые детальные результаты проведенного исследовательского выхода.
Для обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (подводный робот) отечественного производства серии «РТ».
Основной задачей завершившегося экспедиционного выхода было тестирование автономной системы видеосъемки высокого качества – разработки ЦПИ РГО – которой был дооснащен подводный робот. Погодные условия, к сожалению, не позволили выполнить полную программу обследования объекта. В то же время, команда исследователей удовлетворена качеством изображения, полученного со сверхглубин. В ближайшее время эти кадры будут проанализированы специалистами ЦПИ РГО, а также станут частью документального фильма.
В ходе обследования были обнаружены повреждения, очень похожие на результат попадания одной из авиабомб, что подтверждает версию, обнародованную Центром еще в прошлом году, об атаке именно самолетами-бомбардировщиками, а не торпедоносцами, как писалось во многих источниках. Надстройка теплохода сильно повреждена, но не все изменения внешнего облика являются следствием атаки фашистских бомбардировщиков. К сожалению, не сохранилось (или пока не найдено) чертежей и фотографий теплохода «Армения» после её переоборудования в санитарно-транспортное судно в 1941 году.
Видео нового, лучшего качества уже позволило исследователям констатировать тот факт, что при переобустройстве были демонтированы деревянные крылья нижнего мостика. По правому борту судна их следов не обнаружено, и это явно не результат взрывов или коррозии. По малочисленным данным о переустройстве корабля известно, что судно было вооружено. И в этот полевой выход команде исследователей наконец удалось обнаружить в кормовой части правого борта одну из (предположительно, четырех) пушек, установленных на теплоход – это 45-мм полуавтоматическое орудие 21-К. Интересным является тот факт, что зенитная пушка находится в положении «по-походному» – ствол направлен назад, параллельно палубе. То есть, как минимум, это орудие огонь по неприятелю не вело.
Самое главное – результаты обследования позволили исследователям усомниться в другой расхожей версии событий, а именно, что теплоход затонул за 4 минуты, и практически ни у кого не было шансов уцелеть.
На правом борту не обнаружено ни одной из 10 шлюпок на штатных местах, также их нет на грунте, шлюпбалки находятся в положении «за борт», канаты на канифас-блоках обрублены, то есть, вероятнее всего, их успели спустить на воду. Это означает, что теплоход находился на плаву не менее 15–20 минут, и, как минимум, у 500 человек (10 шлюпок по 50 человек) были шансы спастись. Также в кормовой части обнаружен открытый кормовой погрузочный люк, то есть часть людей могла успеть выбраться из тонущего теплохода этим путем.
Более разрушенный левый борт судна еще предстоит обследовать.
Полученные кадры вызывают у специалистов Центра подводных исследований РГО существенный объем вопросов. Подводные исследования теплохода с использованием доработанной техники, повышающей эффективность осмотра, будут продолжены в 2021 году.
Параллельно подводным действиям в рамках проекта «Теплоход “Армения”. Вспомнить всех», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, продолжается работа в различных ведомственных архивах, а также сбор человеческих историй о тех, кто мог оказаться на борту во время эвакуационного рейса. До сих пор самой главной загадкой остаётся количество жертв этой морской трагедии. К настоящему времени в списке, который составляет Центр подводных исследований РГО, около 500 имён, и еще несколько десятков находятся в стадии проверки. При сопоставлении и сведении архивной информации в единую картину вскрываются новые данные, проливающие свет на обстоятельства гибели теплохода.
Так, 7 ноября 1941 года в Ялте не было хаоса и паники. Погрузка на корабли и суда велась организовано и под жестким руководством комбрига Киселёва – начальника Ялтинского укреплённого участка. Кроме него в координации действий принимал личное участие начальник медико-санитарного отдела штаба 51-й армии. Более того, все действия, в том числе и по оперативной отправке теплохода в море, согласовывались с начальником штаба 51-й армии (одновременно начальником штаба вооруженных сил Крыма) генерал-майором Г.Д. Шишениным и были обусловлены тяжелой ситуацией, сложившейся на подступах к Ялте. Теплоходу «Армения» предписывалось взять на борт 5 000 человек – эвакуируемых раненых бойцов РККА, медицинский персонал и гражданских лиц из состава партхозактива.
Центр подводных исследований РГО обращается к жителям страны и просит всех, кто обладает информацией о пассажирах теплохода «Армения», поделиться историей на нашем портале.
Основные итоги подводных и архивных исследований будут представлены широкой и научной общественности на конференции, которая состоится в ноябре 2021 года в Севастополе на Константиновской батарее.
По всем вопросам, связанным с информационными освещением данной темы, обращаться: начальник службы массовых коммуникаций Центра подводных исследований РГО Давыдова Марина, тел.: +7 (921) 906-91-22, [email protected]