ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ «АРМЕНИИ»

7
ноября
1941 года

7 ноября 1941 года в 8:30 утра санитарный транспорт «Армения» вышел из порта Ялты в направлении Туапсе. На его борту было до 5000 тысяч пассажиров: раненые бойцы, медперсонал военных госпиталей, экипаж, политактив и гражданские с детьми.

Все они надеялись эвакуироваться с полуострова, отрезанного войсками вермахта от Большой земли. Враг все глубже проникал в Крым, поэтому оставалась единственная надежда на спасение — попасть на судно, уходящее на Кавказ. Примерно в 10:24–10:40 «Армения» подверглась атаке немецкой авиации и затонула.

Гибель госпитального судна «Армения». С картины А. Лубянова
ОКОЛО 5000 ПОГИБШИХ

На борту теплохода «Армения» находились люди, которых эвакуировали из Ялты и Севастополя. Гибель нескольких тысяч человек, включая лучшие медицинские кадры Черноморского флота, не освещалась в советских СМИ. Десятилетия архивные документы о трагедии хранились под грифом «секретно». До 2021 года о трагедии мало что было известно, но возникло множество мифов о том, как и где погибла «Армения». До сих пор так и не выяснили, сколько точно людей было на теплоходе и удалось ли кому-то выжить.

Март
2020 года

В марте 2020 года специалисты ЦПИ РГО идентифицировали как теплоход «Армения» судно, найденное Министерством обороны РФ в Черном море. Три подводных экспедиции и кропотливая работа в научных архивах в 2020-2021 годах позволили максимально полно воссоздать картину случившегося 7 ноября 1941 года.

Теперь мы можем рассказать все, что известно о погибшей «Армении».

Конструктивные
особенности

По требованию заказчика (Совторгфлот) теплоход имел специфический облик — от передней мачты до кормы была сделана сплошная двухпалубная надстройка общей длиной 81,7 метра. Из-за этого центр тяжести судна стал выше. Для придания большей остойчивости судостроителям пришлось разместить в междудонном пространстве 120 тонн твердого балласта.

Установлено
Корпус теплохода стоит на дне на ровном киле.
Именно увеличенный вес твердого балласта
мог повлиять на положение корпуса при погружении
на большую глубину.

В передней части надстройки на обеих палубах имелись закрытые помещения. На первой палубе располагался салон с квадратными окнами (8 окон по бортам и 11 по фронту), на второй (над салоном) — ходовой мостик. В кормовой части были оборудованы прогулочные палубы. Вдоль бортов попарно одна под другой размещались 16 спасательных шлюпок, рассчитанных на 48 человек каждая. Еще четыре шлюпки, согласно проекту, должны были установить на корме, хотя на некоторых архивных фотографиях видны лишь две кормовые шлюпки.

Иллюстрация из журнала «Техника — молодежи», 1976 год

По центру надстройки за мостиком размещались две низкие дымовые трубы, между которыми находился кокпит машинного отделения со световыми люками. В носовой части теплохода располагался высокий полубак. Между ним и надстройкой на главной палубе имелись два ведущих в трюм люка, передняя мачта с характерным «ласточкиным гнездом» для впередсмотрящего и четыре грузовых поворотных крана. Еще два таких же крана были установлены на второй надстроечной палубе, у люка кормового трюма рядом с мачтой.

Установлено
Конструктивные особенности являются косвенными идентификационными признаками теплохода «Армения». Они были обнаружены в процессе обследования судна, найденного на дне Черного моря.
«Крымчак»

В довоенное время «Армения» была круизным теплоходом, выполнявшим рейсы по Черному морю согласно маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Десятки тысяч пассажиров совершили путешествие на борту этого комфортабельного судна. Всего на Крымско-Кавказской линии работали шесть теплоходов, выполненных по одному проекту. В народе их называли «крымчаками». «Аджарию», «Абхазию», «Армению» и «Украину» построили в Ленинграде, а «Грузия» и «Крым» сошли со стапелей завода Круппа в Германии. Помимо Черного моря, «крымчаки» ходили также по Средиземному, доплывая до Египта.

Архивные фото интерьеров «Армении»
В 1935 году

Эти огромные лайнеры выглядели настолько впечатляюще, что попали в кино. «Армения» снялась в роли самой себя в художественном фильме «Сокровище погибшего корабля» режиссеров Владимира Брауна и Исаака Менакера (киностудия Ленфильм, 1935 год).

По сюжету ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) готовится поднять со дна затонувший английский корабль. Главный герой картины водолаз Николай Панов влюблен в девушку Татьяну, которая «стажирует по двигателям» на «Армении». Теплоход в фильме несколько раз подробно показан. Можно рассмотреть внешний вид судна довоенного времени и конструктивные особенности.

Установлено
Кадры из фильма стали одним из важнейших документов при исследовании судна, найденного в Черном море. При осмотре корпуса были отмечены характерные признаки теплохода «Армения» — расположение элементов сильно разрушенной надстройки и своеобразные проемы в леерных ограждениях. Во время обследования правого борта и кормы обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса. Уцелела стойка судового колокола и сам колокол, лежащий надписью «Армения» вверх.

Во время войны

В 1941 году

Крымский полуостров стал одной из первых мишеней для армии Гитлера. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут немецкие бомбардировщики совершили налет на Севастополь. Через два месяца после начала Великой Отечественной войны Крым стал ключевым направлением в плане по захвату СССР. К сентябрю 1941 года немецкое командование сосредоточило военные силы на Перекопе, чтобы полностью оккупировать полуостров. Главными целями были стратегические объекты: авиационные базы и порты.

Санитарный транспорт

Август
1941 года

С начала августа 1941 года все суда Крымско-Кавказской линии выполняли рейсы как санитарные транспорты. На «Армении» ускоренно изменили конфигурацию внутренних помещений, организовали операционные и перевязочные. По распространенной версии «крымчаки» были переоборудованы на судоремонтном заводе им. А. Марти в Одессе.

Свой первый рейс санитарный транспорт «Армения» совершил 7 или 10 августа. Эвакуационная вместимость судна была 400 человек, но в среднем за рейс перевозили около тысячи. 26 августа при эвакуации из Одессы в Туапсе теплоход перевез сразу 1504 пассажира. Всего санитарно-транспортное судно «Армения» спасло не менее 16 тысяч человек, совершив 15 рейсов из Одессы в порты Кавказа. Есть версия, что «Армения» несла на себе знаки госпитального судна — огромные красные кресты на палубе и бортах. Такой транспорт имел особый статус и не должен был подвергаться атакам противника.

Установлено
Документов, подтверждающих переоборудование «Армении» или других «крымчаков» на заводе им. А. Марти, не найдено. В июле 1941 года на предприятии шла эвакуация всего ценного оборудования и демонтаж доков. На данный момент ни одного фрагмента краски на останках судна не обнаружено. Однако найдены пушки 21-К, которые (вместе с фактом военного сопровождения) не позволяют считать транспорт госпитальным.
Сентябрь
1941 года

В сентябре 1941 года началось наступление войск вермахта на Крым. В конце октября советским войскам пришлось отступить к главной базе Черноморского флота — Севастополю. Понимая угрозу осады города, раненых бойцов и мирных жителей было решено эвакуировать в Туапсе. Эвакуация должна была проходить на нескольких танкерах и теплоходах. Среди них оказалась и «Армения», на которую погрузили максимально возможное количество пассажиров.

Последний рейс

4
ноября
1941 года

4 ноября капитан «Армении» В. Я. Плаушевский получает приказ следовать из Туапсе в Ялту. Задача — принять на борт раненых и эвакуированных, доставить их назад в Туапсе. Теплоход выходит в сопровождении тральщика «Груз» и берёт курс на Ялту. В это же время командир эсминца «Сообразительный» капитан-лейтенант С. С. Ворков получает боевое задание сопровождать «Армению» из Туапсе в Севастополь в одном конвое с танкером «Серго» и тральщиком «Груз». Таким образом, «Армению» вместе с «Серго» включили в состав уже другого конвоя — эсминца «Сообразительный» и тральщика «Груз». Очевидно, Плаушевского не проинформировали о назначении нового конвоя.

«Сообразительный» догнал санитарный транспорт уже в открытом море и потребовал следовать за ним. Плаушевский не сразу соглашается, затем на протяжении пути несколько раз пытается выйти из конвоя и пойти в Ялту. 6 ноября рано утром теплоход в составе конвоя всё же прибыл в Севастополь.

  • Планируемый рейс
  • Последний рейс «Армении»
  • Место гибели «Армении»

В ноябре 1941 года, когда тысячи людей поднялись на борт теплохода, считалось, что им повезло. В прессе часто встречаются воспоминания очевидцев о том, что люди прорывались на корабль буквально с боем, в основном через оцепление пропускали женщин с детьми и раненых. Те, кто не попал на этот рейс, были в отчаянии.

6
ноября
1941 года

В 14:00 с большой задержкой началась погрузка раненых и персонала не менее пяти морских госпиталей. Сначала на катерах подвозили легкораненых вместе с обслуживающими их медиками. Пристань артиллерийских мастерских, где проходила погрузка, имела вогнутую форму, которая не позволяла грузить лежачих раненых. В итоге их снимали с транспорта на некотором расстоянии от пристани, доносили на носилках до катера, доставляли к судну и только тогда поднимали по трапу. Выход теплохода предполагался в 17 часов, но ушел он после 20 часов. «Армения» следовала в Ялту, чтобы забрать еще людей.

7
ноября
1941 года

Рано утром судно зашло в Ялту и в 4:00 началась погрузка раненых из еще, предположительно, восьми госпиталей. Выйти из порта необходимо было не позднее 5:00 или, в случае невозможности, уже после наступления темноты. Однако в 08:30 судно, прервав погрузку, вышло из порта без воздушного сопровождения. Одна из вероятных причин неожиданного выхода — взрыв вблизи порта и крики «Немцы!».

«Армению» конвоирует катер СК 0122. Второй катер СК 051 получил приказание сопровождать теплоход до 44 градуса, но не выполнил его и ушел от теплохода значительно раньше.

Установлено
Согласно найденным архивным документам максимально возможное число эвакуированных было 5000 человек. Однако проверка найденных списков пассажиров показывает, что не все из них сели на теплоход. Вероятно, фактическое число поднявшихся на борт 6 и 7 ноября 1941 года было меньше.
7
ноября
1941 года
10 утра

В «Журнале боевых действий ВВС и ПВО» Черноморского флота зафиксировано: «10-20—10-40. Ю-88 атаковал т/х „Армению“ в кв. 1769. „Армения“, имея попадание 2-х бомб по носу, застопорила ход». Звено советских истребителей, отправленное сопровождать транспорт, из-за облачности вовремя не заметило бомбардировщик. В свидетельских показаниях моряков с катера сопровождения указана другая причина гибели судна — торпедное попадание.

Гибель «Армении» стала ударом для военной медицины Черноморского флота. На теплоходе погибли опытнейшие хирурги и профессора, были утеряны результаты актуальных научных исследований и текущая отчетность. Пропало ценное оборудование и медикаменты, так необходимые в момент наступления сухопутных войск на Крым.

german document
Из оперативной сводки люфтваффе за 07.11.41 г.
Установлено
Корпус судна не имеет очевидных пробоин, что исключает попадание торпед. Надстройки и палубы имеют явные следы разрушений: леерные ограждения и другие элементы вывернуты наружу. Основные повреждения — в средней и носовой частях надстройки, ближе к левому борту. Это говорит об авиационном бомбометании по курсу движения судна. Шлюпки отсутствуют, а шлюпбалки находятся в положении «за борт». Погрузочные люки открыты в штатном порядке. Спасательная операция была начата и заняла не менее 20 минут. Но, уйдя под воду, судно опускалось на дно стремительно — об этом свидетельствуют выдавленные и деформированные стекла иллюминаторов.

10 ноября 1941 года Особый отдел НКВД Черноморского флота начал расследование обстоятельств гибели теплохода «Армения». Было обнаружено множество расхождений в показаниях свидетелей: о времени атаки, о причинах потопления, о количестве спасшихся и пр. Дело было закрыто в том же месяце. Часть фигурантов были признаны ответственными за произошедшее, но никто не понес серьезного наказания. Долгие годы материалы дела хранились в архиве УФСБ в Крыму под грифом «секретно» и только в 2018 году были обнародованы.

2000-е годы

В этот период к поискам «Армении» приступил Департамент морского наследия Украины. Институт археологии Национальной академии наук и вооруженные силы помимо гидроакустики использовали обитаемый подводный аппарат (ОПА). В 2006 году был привлечен Институт океанографии и океанологии США во главе с Робертом Баллардом, нашедшим в свое время «Титаник». В 2009 году в поиске задействовали телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА). Во время этих масштабных исследований обнаружили невероятное количество объектов, но «Армению» так и не нашли.

Распространяется версия, что после Севастополя судно успело зайти в бухту Балаклавы и забрать сотрудников НКВД с особо ценными предметами.

В книге российского писателя Николая Николаевича Непомнящего «Военные катастрофы на море» (Москва, 2001), а также в одной из статей в «Вестнике морского врача» (2008. № 5) есть ссылки на свидетельство бывшей сотрудницы Ялтинского отдела НКВД Н. С. Малиновской. Она утверждала, что «Армения» вышла из Севастополя и уже в пути получила приказ сделать заход в Балаклаву, чтобы забрать работников НКВД, раненых и медперсонал. Людей и ящики с вещами забирали прямо в море с рыбацких баркасов и катеров. На данный момент научные консультанты ЦПИ РГО не нашли в архивных документах подлинного свидетельства или ссылок на него.

Cмотреть дело НКВД – Часть 1, Часть 2. (PDF)

«АРМЕНИЯ» НАЙДЕНА

С военного времени сохранилось несколько свидетельств, что гибель «Армении» видели из Ялты (с окружающих гор, с крыши универмага). Эти свидетельства стали причиной того, что долгие годы затонувшее судно искали по неверным координатам.

В 2017 году силы Министерства обороны России недалеко от Ялты и довольно близко к официально опубликованным «приблизительным координатам места гибели теплохода» зафиксировали магнитную аномалию. В марте 2020 года с помощью гидролокатора бокового обзора военными обнаружен корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками санитарного транспорта.

В апреле 2020 года в рамках совместной экспедиции Министерства обороны РФ и Центра подводных исследований Русского географического общества объект идентифицирован как теплоход «Армения». Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат отечественного производства серии «РТ». Известные по чертежам и кинокадрам конструктивные особенности теплохода «Армения» и обнаруженного корабля совпали.

Последующие экспедиции в 2020 и 2021 годах позволили с помощью усовершенствованной техники детально обследовать борта судна. Также в мае 2021 года в результате уникальной операции был поднят подлинный судовой колокол «Армении».

В память
об «Армении»

В 2021 году место, где покоятся останки санитарного транспорта «Армения», получило статус воинского захоронения. Теперь его координаты будут на всех морских картах Российской Федерации. Подлинный колокол судна, отреставрированный в мастерских ЦПИ РГО, должен стать основой наземного мемориала всем погибшим на «Армении». Переговоры о его установке в одном из городов Крыма продолжаются.

Народный список

Несмотря на тщательность и масштабность исследования, в истории последних дней теплохода «Армения» остаются вопросы. Возможно, все ответы никогда и не будут найдены, однако мы прикладываем максимальные усилия, чтобы этого не случилось.

Если ваши родственники, друзья или коллеги могли оказаться на теплоходе «Армения» 7 ноября 1941 года, пожалуйста, расскажите нам об этом.

Поделитесь историей.
Чтобы никто не был забыт.

Зарегистрируйте Личный кабинет на портале. Кроме своего рассказа, Вы можете прикрепить скан-копии фотографий, писем, других документов.

Поделиться историей

Партнеры проекта