21

Июля

2020

Состоялась пресс-конференция, посвященная запуску информационно-мемориального портала

Создатели единственного в своем роде ресурса, посвященного трагически погибшему в 1941 году теплоходу «Армения», рассказали журналистам о своем проекте.

Основную цель появления этого интернет-ресурса назвал исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) Сергей Фокин. По его словам, портал создан для поиска и сбора достоверной информации о погибшем транспорте. Команда исследователей продолжает работу с архивами, до этого крайне затрудненную из-за пандемии. И теперь после запуска портала у каждого, кто связан с историей теплохода «Армения», со времени его постройки и до момента гибели, появилась возможность поделиться своими знаниями, исследованиями, человеческими историями. Сергей Фокин отметил, что именно рассказы людей могут хранить детали, которые не попали в архивные документы и остались незамеченными исследователями.

Представитель Архива Военно-морского флота, заведующая архивным хранилищем документов Черноморского флота Елена Павловская заверила, что все хранящиеся в архиве не секретные материалы, имеющие отношение к гибели «Армении», будут предоставлены исследователям ЦПИ РГО. Елена подтвердила, что единого списка всех, кто ушел на судне в последний рейс, в архиве нет, поскольку такого списка никогда не существовало.

Теплоход «Армения» построили в Ленинграде на Балтийском заводе. Этот факт сам по себе примечателен тем, что впервые в истории военного завода была создана серия гражданских пассажирских судов. К слову, теплоходы «Абхазия», «Аджария», «Армения» и «Украина» в 1930-е годы называли самыми лучшими морскими лайнерами в стране. И все они с началом войны стали санитарными транспортами. «Армению» переоборудовали в плавучий госпиталь. По словам Варвары Чайковской – начальника отдела связей с общественностью АО «Балтийский завод» – сделать это в кратчайшие сроки позволили особенности проекта судна.

Все четыре теплохода, построенных на Балтийском заводе, не дожили до конца войны. «Армения» погибла 7 ноября 1941 года. До настоящего времени существовала по сути единственная версия гибели теплохода, согласно которой судно было торпедировано вражеским самолетом. Военный историк Александр Скробач рассказал журналистам, что эта версия вызывает серьезные сомнения. И высказал мнение, согласно которому санитарный транспорт вероятнее всего затонул после бомбового удара. Александра, по его словам, на эту гипотезу натолкнуло внимательное изучение известного немецкого документа, согласно которому атаковали «Армению» бомбардировщики, а не торпедоносцы. Историк особо отметил, что теперь этот факт подтверждается и советским документом, обнаруженном в Архиве ВМФ.

Но самое главное опровержение версии гибели судна от попадания торпеды, по словам исполнительного директора ЦПИ Сергея Фокина – на корпусе судна не обнаружено никаких повреждений. Специалисты ЦПИ РГО выявили это во время первой экспедиции. Сергей рассказал представителям прессы, что в настоящее время совместно со специалистами Минобороны РФ готовится еще один экспедиционный выход к месту гибели санитарного транспорта для более тщательного обследования найденного корабля. Одна из целей исследовательского погружения – видеосъемка в формате 4К. Эти кадры наряду с информацией, собранной в результате работы портала, станут частью документального фильма, который будет снят об «Армении».

Как отметила начальник службы массовых коммуникаций ЦПИ РГО Марина Давыдова, результаты работы исследователей и новые архивные данные будут темой обсуждений участников научно-исторической конференции, посвященной гибели «Армении», проведение которой намечено на начало ноября 2020 года в Севастополе. А все истории, которыми поделятся пользователи портала, лягут в основу Книги Памяти погибшего теплохода.

Доступна полная версия пресс-конференции:

Партнеры проекта